День 5

Как обучать детей по Ушинскому



Обучение – это раздел дидактики в педагогике. Дидактика отвечает на 5 главных вопросов:
·       для чего учить? (цель)
·       чему учить? (содержание)
·           как учить? (методы)
·           помощью чего учить? (средства)
·           по каким основаниям учить? (принципы)

Рассмотрим, как предлагает К. Д. Ушинский решать эти вопросы.

Цель: развитие и укрепление характера


«...Важнее и полезнее всех этих открытий и изобретений, часто не делающих человека ни на волос счастливее прежнего, потому что он внутри самого себя носит многочисленные причины несчастья, было бы открытие средств к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».


Как видим, Константин Дмитриевич целью образования считает не знания, не компетенции, а становление характера, который позволил бы человеку противостоять всякого рода случайностям! Как актуально! Почему наши дети, предупрежденные нами всякими профилактическими мерами, оставшись без нашего контроля, не всегда могут оказать сопротивление вредным влияниям?


Содержание образования: всё, что обогащает опыт


«Надо оставить в учебниках только то, что действительно полезно для человека».
Опережая время, К. Д. Ушинский высказал идею компетентностно-ориентированного содержания. Надеемся, что ФГОС не противоречит идеям великого педагога.

Методы обучения: самостоятельная работа, чувственный метод познания




1.         «Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного обучения».
           «… самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний».
Мы часто не задумываемся, когда произносим: «Дать знания». Я предлагаю студентам написать эту фразу и торжественно ее зачеркнуть!

Знания - это продукт интериоризации, их невозможно дать, их можно только приобрести, освоить. Если бы мы «давали» знания, они у всех были бы одинаковые. Ан нет! У каждого они свои! К примеру, все познакомились с трудом Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», но у нас разные знания, ведь каждый из нас откликается на разные положения произведения.
2.         «… чем больше органов чувств участвует в восприятии изучаемого предмета или явления, тем представление о нем остается в памяти ярче, глубже, конкретнее…»
Как несправедливо по отношению к природе ребенка мы поступаем, когда предлагаем осваивать содержание, только слушая нас! Еще возмущаемся: «Я же тебе рассказывала об этом».



Средства обучения: материальные и идеальные объекты


Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. К.Д.Ушинский говорит о книге, но в сущности это о любом средстве обучения: «Книга, имеющая столь важное значение для человека, сколько-нибудь тронутого развитием, так же как природа и опыты жизни, остается немою не только для того, кто не умеет читать, но и для того, кто, прочитав механически страницу, не сумеет извлечь из мертвой буквы живой мысли".
В мастерской Людмилы Рождественской  "Текст, текст, текст" мы учились извлекать познавательную информацию из разных источников, казалось бы, к образованию напрямую непричастных. На мой взгляд, артефакты тоже относятся к средствам обучения.
А какие разнообразные средства используются в нашей экспедиции!!! Благодаря им, обогащается не только наш опыт познавательной и практической деятельности, но и сколько чувств возникает!

Принципы обучения: системность



«Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»
К. Д. Ушинский высказал сущность принципа системности в обучении, в соответствии с которым новые знания связаны с ранее изученными; обеспечивается систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения; осуществляется четкое планирование учебных занятий.

Итак, на 5 главных вопросов дидактики у Константина Дмитриевича Ушинского можно найти конкретные ответы, гуманистические по характеру и актуальные для современной образовательной ситуации.  




3 комментария:

  1. Я с большим интересом прочла эту статью, так как мои знания о классиках педагогики весьма скромные. До твоего обобщающего и анализирующего текста мне далеко, еще читать и читать, прежде чем смогу сделать что-то адекватное. Вот у тебя увидела системный подход, приложенный к деятельности Ушинского. Полностью согласна с тезисом о невозможности дать знания. Дети почему-то часто этой терминологией пользуются: вы даете знания, или вы не даете знания, или вы даете, но не те знания... Смешно, правда? Я еще не раз и не два прочитаю, но постараюсь взять то, что ты написала. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, спасибо! получилась лекция для студентов :). Зря время не теряю ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Как Вы синтезировали материал! Восхищена: Вы не только отзывчивая коллега(помогли мне, когда я находилась на грани нервного срыва)), но и высокий профессионал!

    ОтветитьУдалить